Web-design
Ксения Мужецкая









ВНИМАНИЮ ВСЕХ РОДИТЕЛЕЙ ТЕННИСИСТОВ: ВИНС ЛОМБАРДИ МОГ ОШИБАТЬСЯ!!!!!
«ПОБЕДА – ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЁ; ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ …ПОБЕДА»

Greg Moran,
(www.tennisserver.com)
Пер. с англ.: Ксения Мужецкая
Томск, СТЦ

Эти слова, произнесенные легендарным футбольным тренером Винсом Ломбарди, стали поводом поговорить о желанном достижении – о победе.
Весь мир помешан на победах. Будь это атлетизм, школьный класс, зал заседаний совета директоров, соседский дом или даже наш собственный, победа – наш высший приоритет, а победители - наши герои.
Мы канонизируем «победителей» и «добивающихся своего» в деловом мире, таких как Дональд Трамп и Билл Гейтс, и идолизируем мега-победителей в спорте, таких, как Пит Сампрас и Марк Макгуайер.
Наша страсть к достижениям породила очень соревновательное поведение. Мы приспособлены соревноваться с самого момента рождения. Мы сражаемся за внимание наших родителей, друзей, за звания в спорте с коллегами, за свои вторые половинки и, наконец, за работу. Наша жизнь превращается в сплошь борьбу и, как нам говорят, так и должно быть.
Мы боремся, чтобы чего-то достичь, потому что, если мы этого добьемся, нас могут затем назвать «удачливыми» или «победителями» в общественном стандарте и наградить всевозможными соответствующими титулами.
Награды могут быть в форме одобрения, повышения статуса или даже денежной прибыли. В результате этого феномена, мы пришли к тому, что оцениваем «стоимость» человека не по тому, кем он является, а по тому, сколького он достиг или накопил. Чем больше, тем лучше, и никогда нет предела, и лучший – только один, или как это позже умело описал Малькольм Форбс: «Побеждает тот, кто умирает с большим числом игрушек.»
Эти понятия прошли из поколения в поколение и это то, что мы передаем своим детям.
Но верны ли они?
Этот тезис не соответствует понятиям доктора Элфи Кона, автора ошеломляющей книги «No Contest: The Case Against Competition» и Дена Миллмана, автора «The Inner Athlete: Realizing Your Fullest Potential» и очень популярной серии «Peaceful Warrior». Оба мнения достаточно различны, и я должен сказать, что эти специалисты представляют достаточно интригующий взгляд на описываемые стереотипы ценностей нашей культуры.
Кон, психолог, осмеливается бросить вызов общественной одержимости состязанием, говоря, что в противоположность распространенному мнению, соревнование не выявляет лучшего в индивидуальности.
На самом деле, как говорит Кон, соревнование может подорвать человеческое самоуважение, отравить взаимоотношения индивидуумов и, достаточно часто, даже ограничить в мотивации делать лучшее.
Отвадить их делать лучшее? Как такое может быть? Соревнования, как нам говорят, в любом случае, присутствует в каждом дне нашей жизни, это то – как устроен мир. Страница номер один обета соревнующегося говорит об эффекте «здесь неспокойно, выживает сильнейший, соревнование формирует характер, соревнование делает нас лучше.»
Кон решительно говорит: «Нет»! Фактически, он чувствует, что соревнование не только может уничтожить то, что мы делаем лучше всего, оно также может быть очень вредно с психологической точки зрения и может очень мешать нашему эмоциональному и психологическому становлению.
Кон вспоминает свой первый соревновательный опыт, и, как я пологаю, он был очень похож на ваш или мой. «Я сыграл свой первый матч в свой день рождения», - говорит он. «Мы играли в музыкальные стулья. Помните эту игру?» Х игроков бегают вокруг Х-1 стула, пока играет музыка. В каждом раунде становится на одного игрока меньше. В итоге лишь один остается победителем, а остальные стоят всторонке, исключенные из игры, грустные.... проигравшие. «Это»,- подытоживает Кон, - «то, как мы учились развлекаться в Америке»
Ден Миллман соглашается. «Большинство из нас играли в эту игру; некоторые из нас испытали горечь остаться без стула, но все мы помним это ужасное чувство. Конечно, жизнь сложна, и мы должны уметь мириться с поражениями и разочарованиями. Но чему нас учит эта невинная детская игра?»
«Бороться, возможно, даже отталкивать остальных в сторону, потому что мы хотим победить!»
Миллман, бывший чемпион мира по гимнастике, хочет этим сказать, что «соревнование создает противоположные миры – «победителей» и «проигравших», как если бы мир был поделен на два лагеря, определяемых героизмом.» Когда мы соревнуемся, мы добиваемся победы или терпим очередное поражение, и когда единственный победитель испытывает момент восторга, проигравший чувствует себя просто «проигравшим», и в этом то вся проблема, особенно в отношении детей. Для ребенка клеймо «победитель» или «проигравший» зачастую продолжает существовать и вне игрового контекста. Когда ребенок проигрывает, часто ведет себя неадекватно, так, как будто он недостаточно хорош и может даже начать бояться попробовать что-то новое из-за боязни поражения, из-за страха быть названным «проигравшим». Это может быть разрушительно с развивающей точки зрения.
По мнению Кона и Миллмана, даже победы не формируют характер. Когда человек побеждает в каком-то виде игры или соревнования, нет по-настоящему длительного чувства удовлетворенности. «Победитель» испытывает недолгое чувство «вершины», но затем это чувство быстро уходит и они часто начинают чувствовать опустошенность.
Теннисная легенда Крис Эверт рассказывала часто историю о том, как возвращалась одна в свою комнату в отеле, после своего первого Уимблдонского титула, и сидела в комнате, спрашивая себя «Неужели это оно?» Она только что завоевала самый желанный спортивный титул, и чувствует опустошенность и одиночество.
Эверт усердно работала, хорошо показывала себя на соревнованиях и завоевала приз. Она была «победительницей», в то же время чувствуя себя несчастной.
Велик ли список людей, названными общественным мнением «победителями», но осознавшими, что победа и самоудовлетворение и/или счастье - не одно и то же? Элвис Пресли, Майк Тайсон и президент Билл Клинтон – имена, которые мгновенно приходят в голову. Все они – те люди, которые добились победы. Будь то – область шоу-бизнеса, спорта или политики, они кажутся «познавшими все», но все еще неудовлетворенными собой.
После первого «взлета» от победы, они поворачивают на другую дорожку в поисках следующего так называемого «психологического сахарного взлета», потому что наслаждение победой никогда не длится долго.
Соревнование для некоторых людей может стать даже наркотиком. Чем больше они соревнуются, тем больше они нуждаются в подобного рода соревнованиях для того, чтобы чувствовать себя хорошо. Когда они побеждают, они чувствуют себя отлично, а когда проигрывают, они несчастны.
Причина этого явления кроется в том, что каждый раз, когда они соревнуются, они проверяют свое самоуважение. Это ставит их под ужасное давление, которое может легко объяснить многие случаи приступов грева, обманов и т.д.
Тогда зачем же мы соревнуемся? Причина, по мнению Дена Миллмана, в том, что «соревнования доставляют людям очень упрощенный, черно-белый способ мыслить и смотреть на жизнь. Победа, как единственное достижение, позволяет им сравнивать себя с другими, чтобы определить собственную стоимость.»
Другими словами, мы позволяем нашему представлению о самих себе быть определенному другими, которые судят нас по тому, или теми, кто был нами повержен. Мы не индивидуальны, мы – просто итоговая сумма наших результатов.
Это может очень серьезно волновать взрослых, и просто разрушительно действует на детей. «Соревнования», по словам Элфи Кона, «учат детей завидовать победителям, забывать проигравших и никому не доверять.»
На соревновании не каждый может «победить», таким образом дети учатся расценивать своих соперников как преграды на пути к их успеху, и для ребенка становится трудным расценивать других как потенциальных друзей, потому что они легко могут стать врагами в чем-то еще завтра.
Дети учатся фокусироваться не на том, как стать «лучше», а на том, как стать «лучше, чем...», и это может очень затруднить процесс обучения и не способствовать индивидуальному психологическому здоровью.
Не так давно я разговаривал с некоторыми школьными тренерами и тренерами из колледжей как с профессионалами в спортивной сфере деятельности, пытаясь оценить значимость соревнований и тренировок. Я просто спрашивал их: «Какая фраза приходит в голову чаще всего, когда нужно описать действия спортсмена в момент соревновательного давления; игрок «отвечает по ситуации» или «испытывает шок» под давлением?»
«Шок» победил со счетом более чем 5:1 минимум. Другими словами, «момент истины», который неизбежно создает соревнование, доказывает его крайнюю негативность, потенциально разрушительный опыт в значительном большинстве случаев.
Значит ли это, что мы все должны исключить соревнование из нашей жизни? Нет, потому что соревнования важны для дальнейшей перспективы – когда они нужны в качестве простого барометра нашего прогресса, а не с целью оценки чьей-то стоимости.
Миллман и Кон советуют, тем не менее, чтобы мы подходили к соревнованию, и к тому, как мы подаем это детям, постоянно помня тезисы этой статьи.





Написать письмо
Hosted by uCoz