Web-design
Ксения Мужецкая









Миф о замахе

John Yandell,
(www.tennisone.com)
Пер. с англ.: К. Мужецкая
Томск, СТЦ


Посмотрите на Агасси, и Вы увидите, что суть подготовительного к удару движения состоит в повороте части тела,но не ракетки.

"Раньше отводите ракетку назад! " Эти слова мы постоянно слышим в теннисном клубе или теннисной школе. Возможно, Вы верите в "ранний замах" или Вам трудно не следовать этому совету.

Если так, то Вы - жертва одного из наиболее мощных мифов в теннисе: мифа о замахе. Идея, что замах - ключ к хорошей подготовке - миф, который причинил большой вред игрокам всех уровней.

Как замах может быть мифом? Все удары имеют стадию подготовки, но вот Вам факты: хорошие игроки не начинают свой удар справа с "отведения ракетки назад".

Реальный ключ к ранней подготовке - не ракетка, а плечи и ноги. Первое движение - полный поворот тела, или поворот части его, начатый с ног и туловища. Нет никакого движения руки. Замах - вторичная стадия, которая следует после первой, движения тела.

Какие препятствия к началу вашего удара справа с "замаха"?


Начало поворота Агасси. Плечи и ноги повернуты, но ракетка еще не в замахе.

Если движение руки выполняется в начале подготовки, то биомеханика полного удара нарушена. Поворот плеча будет неполон. Это означает, что плечи не могут быть полностью включены в удар.

Есть также тенденция к нарушению биомеханики, когда плечи и бедра будут слишком открыты в момент контакта.

В дополнение к проблеме плеч, преждевременное отведение назад ракетки создает другую важную проблему - невыгодное положение ударной руки. Когда рука перемещается в начале, есть высокая вероятность, что ракетка никогда не поймает правильное положение в конце замаха, когда фактически начинается движение в мяч. Часто положение ракетки в этой точке оказывается слишком высоким, и ударная рука будет излишне прямая. Контакт запаздывает. Головка ракетки будет рано сходить с линии удара и уходить от нее в сторону. Когда первое движение начинается прежде всего от руки, иногда с огромным усилием мускул, то игрок как правило становится неспособным реализовать реальный потенциал настоящего мощного или крученого удара. Иногда игрок способен выполнить фактически слайс под мяч, теряя способность ударить с верхним вращением. Рука и локоть выйдут из-под контроля.

Когда мы смотрим на жесткие удары всемирно известных игроков в профессиональном теннисе, то всегда видим, что замах - следующий элемент по отношению к важному первому: первыми совершают движение ноги и плечи.

Понаблюдайте за игрой Пита Сампраса, Андрэ Агасси, Линдсэй Дэвенпорт, а также за ударами с хорошим верхним вращением, как у Томми Хааса. Первое движение у всех фактически идентично: сначала готовят замах ноги и плечи. Левая (недоминантная) рука остается на ракетке. Вместе с разворотом плеч и корпуса руки естественно приходят в положение поперек направления удара.

Ракетка и ударная рука не могут двигаться автономно. Они поворачиваются вместе с остальной частью тела, но при этом не генерируют начало замахового движения.


Посмотрите, как совершаются первые движения при подготовке к удару , как ноги и плечи поворачивают тело Агасси боком как единое целое.

В хорошем ударе справа на любом уровне этот поворот тела - то, что позволяет плечам разворачиваться полностью настолько, насколько это возможно, ведя головку ракетки по линии удара.

Тренеры стиля Роберта Лансдорпа называют это "ударом в мяч".

Удивительно, как много клубных игроков старательно выполняет указание тренера "отводите ракетку назад сначала", лишая себя хорошего мощного удара.

Круговой замах

Часто мы встречаемя с привычкой, когда бьющая рука делает круговой замах. В детском теннисе это становится причиной серьезных технических проблем даже для талантливых игроков.

Приходится наблюдать довольно комичную картину огромного замаха ракеткой до нескольких футов над головой, и/или находящейся далеко сзади позади тела.

Это, к сожалению, распространенная на клубном уровне ситуация, впрочем встречающаяся довольно часто и в юниорском теннисе высокого уровня. За последние два года у меня была возможность заснять множество способных американских юниоров. То, что я частенько видел, было впечатляющей глупостью.

У многих из наших лучших юниоров петлевые движения гораздо больше, чем у известнейших профессионалов.

Несмотря на безусловный талант, у многих из этих игроков плачевное состояние техники. Часто у них замах гораздо больше, чем у лучших профессионалов. Видеозаписи показывают, что их ударная рука слишком рано сгибается после контакта ракетки с мячом, двигаясь вверх-поперек тела вместо того, чтобы стремиться к большему сопровождению вдоль линии удара.

Это серьезное техническое ограничение потенциала молодых игроков, ограничивающее их прогресс и конкурентоспособность в дальнейшем развитии.

Опыт, который я получил много лет назад с неплохим в общем-то учеником, и проблемы, которые были у него с ударом справа, все еще остались в моей памяти.

Брент начал играть в теннис в 30 лет и влюбился в игру. У него был раньше очень успешный бизнес, но он отдавал почти все время любимой игре. Он никогда не занимался спортом, но весьма быстро понял, что он мог бы играть в теннис намного лучше, чем играет. Он играл каждый день, иногда два раза в день, и брал уроки 2 или 3 раза в неделю.

Я учил его компактному прямому замаху, и удар работал очень хорошо. Но Брент был слишком энергичен, и хотел получать намного больше инструкций, насколько возможно, и, так как мой график не позволял тратить большее количество времени на него, он решил идти в известный теннисный колледж для взрослых, чтобы интенсивно обучаться там неделю и приобрести желаемый опыт.

Когда Брент вернулся, его удар справа полностью изменился. Его движение теперь начиналось с гигантского замаха, и не было почти никакого поворота плеч. Совершая движение ракеткой огромной петлей вокруг головы, он теперь потерял способность совершать правильное движение замаха.

Результатом было то, что плоскость его ракетки была теперь очень широко открытой. Мощь удара была потеряна.

Мы работали в течение долгого времени, чтобы улучшить ситуацию, однако исправить брак было непросто. Гигантский хамах был подобна вирусу, который постоянно напоминал о себе. Он не был теперь способен управлять движением ударной руки так, чтобы восстановить прежнюю технику, и его энтузиазм к теннису поутих. Брент вскоре уехал, чтобы постоянно жить в своем летнем домике. Я иногда задаюсь вопросом, наслаждается ли он все еще игрой и на что сегодня похож его удар справа.

Петлевой замах

Что можно сказать о петлевом замахе? Действительно ли все лучшие игроки используют петлевой замах? И стоит ли пробовать копировать технику лучших профессионалов?

Что касается профи, то у большинства лучших профессионалов действительно присутствует петля в их движении удара справа. Но давайте посмотрим на характер петли в профессиональной игре. Тогда мы сможем ответить на второй вопрос о том, нужно ли копировать это движение.


Движение Агасси от завершения разворота к вершине петли

Ключевые вопросы, которые часто задают о петле: Когда она начинается? Какой должна быть ее форма? И, наконец, наиболее важно: в какой точке петли находится ракетка в момент начала ее выноса в мяч?

Если мы посмотрим на удары Андрэ Агасси, Томми Хааса или Пита Сампраса, мы увидим, что все начинают подготовку к удару с поворота туловища, и нет никаких существенных движений в руках.

Этот поворот предшествует петлевому замаху руки.

Для удара Агасси характерно то, что когда он начинает поворот туловища, его руки поворачивают плоскость ракетки слегка вниз. Но относительно остальной части тела его руки фактически остаются в исходном положении перед его туловищем на уровне талии. Так как они связаны с остальной частью его тела, они естественно поворачиваются вслед за поворотом ног и плеч.

Когда Агасси достигает трех четвертей (или даже больше) полного поворота плеча, только тогда мы наблюдаем отведение назад его рук. Его левая рука продолжает двигаться поперек его тела, пока не станет перпендикулярна направлению удара. Плоскость ракетки слегка закрывается, пока не достигнет примерно 60 градусов к корту. Петля начинается, и его плечи все еще поворачиваются.

Когда он достигает вершины замаха, поворот плеч завершается. Это - то, что я называю профессиональным петлевым движением.


Начало петли замаха Агасси. Руки включаются только после того, как большая часть поворота окончится.


Завершение поворота. Ракетка Агасси наверху замаха - высоко, на самом большом расстоянии от его головы.

В этом профессиональном петлевом движении важны два элемента. Во-первых, ракетка остается в исходном положении, пока не закончится разворот плеч. Во вторых, высота его петли никогда не превышает уровня головы. На приеме подачи или когда Агасси выполняет удар с хода, эта петля более компактна и приближается к прямому короткому замаху.

Обратите внимание: Агасси установил опорную (заднюю) ногу перед мячом, сохранив замечательную координацию. Из этого положения он готов начать первый шаг к мячу, и также начинать движение ракетки к мячу. В мире высоких скоростей профессионального тенниса, когда у игроков есть только около одной секунды между ударами, важно обратить внимание на то, как Агасси своевременно достигает положения полностью развернутых плеч и высшей точки замаха.

Ключом к успеху подготовки является и положение ударной руки внизу петли. Это - то, что я называю двойным изгибом или положением "мощной ладони". Локоть направлен к талии и запястье оттянуто назад. Как отмечено в статье о Мифе Запястья, это основное положение остается неизменным на протяжении всего движения ракетки, расслабление запястья совершается только после того, как мяч уже отскочил от струнной поверхности ракетки.


Положение "мощной ладони" - локоть открыт, а запястье направлено назад.

Биомеханические секреты петлевого движения в профессиональной игре остаются вопросом, вызывающим предположения и споры. Добавляет ли в действительности петля скорости ракетке?

Позволяет ли петля обеспечить комфорт и баланс при ударе справа?

Одна из целей научно-исследовательской работы - анализ петлевого движения и других биомеханических элементов. Трехмерные количественные данные могут, конечно, показать больше преимуществ профессиональной петли. В то же время, однако, можно говорить, что преимущества петли могут работать лишь тогда, когда своевременно выполнен поворот плеч и корпуса.

Очень часто я слышал игроков, учеников и профессиональных тренеров, что петля это "ключ к добавлению скорости головке ракетки". Но наивно полагать, что петля сама по себе обеспечивает добавочную скорость головки, если игрок не способен выполнять качественный и своевременный разворот и устанавливать положение ударной руки.

Итак, есть ли смысл копировать петлю профессионалов?

В профессиональной игре петля используется, чтобы связать два наиболее важных элемента - поворот плеч и положении ударной руки в начале замаха.


Петлевой замах соединяет два важных элемента в профессиональном ударе справа: поворот и положение ударной руки.

У многих клубных игроков и юниоров петли больше, чем у лучших профессионалов, но от этого будет мало толку, если они не в состоянии обеспечить поворот туловища и двойной изгиб ударной руки.

Эти фундаментальные элементы Вы должны стремиться копировать у профессионалов в первую очередь.

Любой игрок может ударить по мячу хорошо, если у него есть эти два положения, независимые от размера или формы замаха. Но без них удар справа просто никогда не будет координирован и эффективен, и никакая петля не сможет помочь ситуации.

Именно поэтому в нашей теннисной школе мы преподаем более простой прямой замах, подчеркивая поворот и положение ударной руки при выносе ракетки в мяч. Следует заметить, что игроки, которые способны обеспечитьэти два положения, применяют компактную петлю естественно и автоматически.

Поскольку игрок прогрессирует, эта петля может несколько увеличиваться в размере, но последовательность движений остается той же самой.

Большая петля - вторичный элемент ко всему остальному, и удар Пита Сампраса - характерный пример. Большинство профессиональных тренеров слышало от учеников: "Я хочу применять петлю с закрытой плоскостью подобно Питу Сампрасу".


Молодой Пит Сампрас (возраст 9 лет) показывает совершенный удар справа с использованием маленькой компактной петли и правильного положения ударной руки.

У петли Сампраса больше закрыта плоскость ракетки, чем у Агасси. Но характерное сегодняшнее замаховое движение Пита не было часть его фундаментальной техники. Оно появилось намного позже. Откуда мы это знаем? От замечательного видеоролика Пита в возрасте 9, полученного от его тренера Роберта Лансдорпа. Как показывает видео, Пит начинает свое движение с поворота плеча и с маленькой, красивой и компактной петли. Его стартовое движение ударной руки, с которого он начинает движение на мяч, совершенно. Сегодня можно увидеть немногих игроков профессионального уровня, которые выглядят технически так же хорошо, как Пит Сампрас в возрасте 9 лет, но их намного меньше в теннисных клубах или среди юниоров.

Если Вы хотите научиться хорошему удару справа, возьмите в пример Пита и начинайте с самых основных принципов. Как только Вы станете национально известным игроком, возможно, вы немного расширите свое движение, как это сделал Пит. Но сначала освободитесь от мифа о замахе. Это - единственный способ выяснить, насколько хорошим мог бы фактически стать ваш удар справа.





Написать письмо
Hosted by uCoz