Web-design
Ксения Мужецкая









Миф о запястье. Удар слева

John Yandell
(www.tennisone.com)
Пер. с англ.: К. Мужецкая
Томск, СТЦ


Когда расслабляется запястье и происходит ли захлестывающее движение при двуручном ударе и какую роль это играет в ударе?

Недавно вечером я выступал на обеде в теннисном клубе Северной Калифорнии. Я показал присутствующим материалы исследования где рассматривалась высокоскоростная видеосъемка движения при ударе справа Андре Агасси. Было продемонстрировано, как его запястье осталось направленным назад, после того как мяч отскочил от струнной поверхности.

Это обстоятельство действительно открыло им глаза, и разговор имел большой успех. Позже при заседании в баре, ко мне подошел один из наиболее энергичных игроков клуба, парень лет 40, который играл приблизительно четыре года. Он сказал мне, что я "смог" исправить его удар справа, но все же он считал, что запястье играет определяющую роль в его двуручном ударе слева.


Риос демонстрирует позицию ударной руки при двуручном ударе с локтем наружу и запястьем, направленным назад.  

Мой новый друг был, конечно, далек от правильного представления о роли запястья при двуручном ударе слева. Есть даже некоторые тренеры, которые доказывают, что действие запястья важно в ударе одной рукой.

Например, известный теннисный тренер был непреклонен в течение многих лет, утверждая, что при ударе одной рукой с верхним вращением игрок должен запястьем подхлестывать головку ракетки к мячу с сильным восходящим движением запястья и локтя непосредственно перед контактом. Странно, что он никогда не связывал эту теорию с его собственным (хроническим) случаем теннисного локтя.

Главная проблема в понимании правильного положения запястья при любом ударе слева, как и при ударе справа, - чрезвычайно краткий интервал времени, за который ракетка перемещается через зону контакта. Контакт между мячом и ракеткой происходит слишком быстро для человеческого глаза или обычных видеокамер, чтобы ясно проследить его.


Обратите внимание, что запястье левой доминантной руки Агасси остается направленным назад намного позже удара - его ракетка движется строго по направлению удара.  

Высокоскоростные видеозаписи лучших игроков, произведенные со скоростью 250 кадров в секунду, демонстрируют, что в действительности роль запястья пассивна для обоих ударов слева, как одноручного, так и двуручного. Это полностью аналогично роли запястья при ударе справа.

Поскольку Вы можете видеть это сами, глядя на видеозапись здесь и в первой статье об ударе справа, захлестывающее движение запястья происходит намного позже после удара.

Правильнее будет сказать, что движение запястья и/или движение руки после удара - реакция на силу удара или это какие-то движения восстановления (расслабления) перед подготовкой к следующему мячу. У каждого удара есть характерное положение запястья, которое устанавливается в начале движения, это положение, которое сохраняется и после завершения удара.

Двуручный удар

Большинство тренеров, которые правильно понимают биомеханику двуручного удара, соглашаются, что удар очень похож на классический удар справа. Хороший двуручный удар слева подобен классическому удару справа, но совершается противоположной рукой. Подобно удару справа это означает, что ударная рука находится в характерном положении, когда ракетка ускоряется к мячу. У этого положения ударной руки есть два элемента: локоть согнут и прижат к талии, и ладонь руки направлена назад. Это - то, что я называю двойным изгибом или положением мощной ладони.

Некоторые игроки, типа Марсело Риоса, четко выполняют это очень простое движение и поддерживают это точное положение ударной руки и прямое движение в мяч. Это наверняка самая простая модель для подражания для клубных игроков или даже игроков любого уровня.

Другой класс профессионалов, таких как Андре Агасси и Ллейтон Хьюитт, используют двуручный удар, при котором они часто поворачивают запястье вниз под углом приблизительно 45 градусов во время начала замаха. В зависимости от мяча, они могут также несколько отводить свои руки и выпрямлять локти при выносе ракетки в мяч. Однако запястье остается направленным назад, и двойное положение изгиба все же имеет место.

Обратите внимание, как запястье Ллейтона Хьюитта направлено назад перед контактом (1), после контакта (2), и в конце удара. Движение "захлеста" происходит уже позже самого удара по мячу.  

Фактически, двуручные игроки будут часто оттягивать запястье, направляя его назад, что даже более выражено, чем при ударе справа. Это происходит потому, что хватка с доминирующей левой рукой имеет тенденцию быть менее экстремальной, чем при ударе с правой стороны.

Хватка Агасси его левой рукой, например, является классической восточной в сравнении с его хваткой праворучного форхенда, которая является полузападной. Даже такой игрок, как Хингис, которая, вероятно, имеет наиболее экстремальную двуручную хватку среди лучших теннисистов-профессионалов, использует умеренную полузападную хватку с ее доминирующей левой рукой приблизительно так же, как и при ударе с правой стороны.


Агасси демонстрирует технику конца движения проводки, до начала "захлеста". Его запястья находятся на уровне глаз.  

Мысли по поводу роли запястья при ударе справа обычно приходят при использовании более экстремальных хваток и, соответственно, экстремальном внутреннем вращении руки, где головка ракетки и рука захлестываются после удара, нарушая движение вперед.

При двуручном ударе слева это происходит в связи с "захлестом", во время которого руки и запястья фактически двигаются вверх-обратно , заканчивая движение у плеча, и часто оборачиваются вокруг шеи. Многие игроки и тренеры, включая моего друга за теннисным обедом думают, что это - ключ к темпу и вращению.

В действительности "захлест" происходит намного позже удара, на несколько миллисекунд, когда мяч отскакивает от струнной поверхности. Очень важно, чтобы ракетка, проводя руку и запястье, уже хорошо тянулась, направляясь наружу по линии удара вверх перед телом.

Как видно на высокоскоростной видеозаписи, движение через удар вверх до уровня глаз представляет технически выраженный конец ударного движения.

Как с расслаблением запястья при ударе справа, так и "захлест" при ударе слева - скорее следствие, чем причина большого замахового движения. "Захлест" - реакция на действие движения и удара. Это - скорее какое-то расслабление и реакция восстановления, чем часть технического движения замаха.

Но слишком много игроков путают реакцию с действием при постановке этого удара. Игроки, которые уделяют внимание "захлесту" как обязательному техническому элементу, слишком коротко проходят зону удара. Они скорее вынуждают "захлест", чем позволяют этому случиться естественно. Они могут учиться бить по мячу с верхним вращением, но часто они добавляют слишком уж много верхнего вращения. Хотя их удары слева могут быть жесткими, закрученными, но однако они имеют тенденцию приземляться коротко и у них есть недостаток темпа.

Это и наблюдалось, когда я снимал нашего энергичного друга. Как я и ожидал, у него было сильное, восходящее завершение и преувеличенный "захлест". Хотя некоторые из его мячей были со сложным верхним вращением, но летели немного глубже линии подачи.

Когда мы сравнили его удар слева с высокоскоростной видеозаписью Риоса и Агасси, он смог сам увидеть, что его движение было слишком уж крутым (большая часть его энергии уходила во вращение), а его запястья слишком подхлестывали мяч. Поработав с учетом увиденного у двух профессиональных игроков, он значительно повысил свой темп и глубину игры.

Одноручный удар


Ключ к пониманию роли запястья и выпуска руки в конце удара заключен в последовательности фаз движения  

Хотя одноручный удар слева менее распространен, некоторые все еще верят, что запястье играет ключевую роль в движении мяча с верхним вращением. Вообще это может быть прослежено на последовательности ударных движений лучших профессионалов. Мой друг, теннисный тренер, убежден, что запястье и локоть должны двигаться вверх независимо, чтобы создать вращение. Но в действительности высокоскоростные видеозаписи показывают, что этот элемент в движении происходит после удара, если вообще происходит.

Некоторые игроки имеют тенденцию преувеличивать роль запястья на стадии расслабления и восстановления, больше чем другие. В случае двух игроков одноручного типа Марка Филиппуссиса и Томми Хааса, имеется очень существенное движение в запястье и/или локте после окончания технического движения.


Ударная рука Хааса прямая в начале, во время удара, и намного позже контакта.

Однако эти отличительные движения восстановления все же происходят несколькими миллисекундами после удара. Они, к сожалению, слишком быстры, чтобы увидеть ударную руку в момент контакта и в критические моменты: до и после удара. Однако на скоростном видео можно проследить это правильное положение ударной руки и запястья, необходимое при одноручном ударе слева. Для одноручного удара это положение следующее - ударная рука движется прямо и с закрытым запястьем. Когда рука и ракетка проходят зону удара, нет никакого движения в локте или в запястье.


Густаво Куэртен демонстрирует совершенное положение ударной руки при своем одноручном ударе слева с верхним вращением. Рука прямая и закрыта в локте и запястье.  

Каждый профессиональный теннисный игрок устанавливает это характерное положение ударной руки задолго до контакта. В случае Филиппуссиса, у которого один из наиболее красивых одноручных ударов в современной технике, это прямое положение руки устанавливается за небольшой момент времени.

Даже такой игрок, как Густаво Куэртен, у которого самый большой замах в профессиональной игре с серьезным изгибом в локте, выпрямляет свою руку задолго до удара. Фактически Куэртен, подобно Филиппуссису, начинает готовить это положение очень рано, несмотря на его внушительный замах.

Нет никакого существенного внутреннего движения руки и запястья в момент контакта. Прямое положение руки сохраняется, пока рука с ракеткой и запястье не достигнут уровня глаз или даже выше.


Филиппуссис демонстрирует прямую руку, бьющую по мячу в положении в конце движения. Запястье должно находиться относительно уровня глаз. Захлест и расслабление руки происходит после того, как он проходит через это положение.

 

Клубные игроки должны испробовать модель этих основных положений ударной руки для развития основных элементов в любом ударе слева. Если основная биомеханика верна, движения достаточно быстры, то характерное расслабление и захлест будут иметь тенденцию происходить естественно и автоматически.

Высокоскоростные видеозаписи дали нам взглянуть изнутри на этот раньше невиданный мир профессионального выполнения удара. Независимо от того, что комментаторы и авторы журнала могут говорить о роли запястья, любой игрок благодаря видеозаписи может увидеть истинное положение дел.

Это важное знание, которое вы можете использовать против менее осведомленного противника.





Написать письмо
Hosted by uCoz