Web-design
Ксения Мужецкая









Моделирование целевой соревновательной деятельности теннисисток 11-12 лет
С.Г.Малахова
Томск,СТЦ

Как известно, одним из направлений решения проблемы оптимизации спортивной подготовки на стадии реализации максимальных возможностей спортсмена является использование модельно-целевого способа построения спортивной подготовки в рамках годичного или подобного спортивного (подготовительно-соревновательного) цикла.
К настоящему времени уже сложились теоретико-методические основы модельно-целевого подхода в построении спортивного макроцикла. Понятие "модельно-целевой подход" в рассматриваемом варианте определяется так: построение (моделирование) подготовительной и соревновательной деятельности спортсмена таким образом, чтобы прогнозируемые параметры будущей целевой соревновательной деятельности, превосходящие прежние и адекватные новому, более высокому, спортивному результату и их системное моделирование в подготовке были главным ориентирующим и идейно направляющим фактором в стратегии и тактике построения и реализации индивидуальных тренировочно-соревновательных программ достижения спортивной цели.
Тем не менее, несмотря на достаточно высокий уровень научных разработок общих проблем целевого моделирования спортивной подготовки в игровых видах спорта, идеи модельно-целевого способа построения спортивного макроцикла в детском теннисе на современном уровне остались почти без внимания. Как известно, модельно-целевой подход к построению спортивной тренировки имеет две взаимосвязанные части: проектировочную и практическую. Проектировочная часть складывается как минимум из следующих основных операций: моделирования целевой соревновательной деятельности; моделирования необходимых для целевого результата сдвигов подготовленности спортсмена, моделирование содержания и структуры тренировочного процесса.
С целью смоделировать целевую соревновательную деятельность нами были исследованы соревновательные матчи, в которых играли ведущие теннисистки 11 – 12 лет. Для этого мы использовали специальную стенографическую запись этих матчей. При записи фиксировались: фамилии игроков, время начала и окончания матча, эффективность подачи, время розыгрыша одного очка, количество ударов в розыгрыше, счет, количество геймов в матче. Проанализировав результаты записи, нами была рассчитана внешняя средняя нагрузка соревновательных матчей.
Было обсчитано 16 матчей, из них выбрано 4, с наибольшими данными.
В результате исследования были получены следующие данные:
Были подсчитано, сколько раз мяч вводился в игру. Первый матч состоял из 114 розыгрышей, второй из 118, третий из 127 и четвертый из 137 розыгрышей. Мы нашли среднее арифметическое количества розыгрышей в этих четырех матчах – 124.
Выяснили, сколько раз за матч соперницы выполняли удары по мячу, включая подачи. В четвертом матче было сделано самое большое количество ударов – 642, а в первом самое маленькое – 463 удара, соответственно во втором матче было выполнено 470 ударов, а в третьем 467. Мы нашли среднее арифметическое количества ударов в этих четырех матчах – 510 .
Средняя продолжительность матча 4020 секунд (1 час 7 минут). Первый матч был сыгран за 3300 секунд, второй за 4800 секунд, третий за 4200 секунд и четвертый за 3480 секунд. Было подсчитано, сколько секунд во время матча мяч находится в игре. В первом матче мяч находился в игре 823 секунды, во втором – 947 секунд, в третьем - 619 секунд и в четвертом - 755 секунд. Среднее время – 786 секунд. Моторная плотность матчей равна: 1-24%, 2-20%, 3-16%, 4-21%. Следует отметить низкую моторную плотность в третьем матче, это объясняется тем, что в этом матче был самый высокий темп игры.
Средний темп игры – это среднее количество ударов в минуту выполненных одним игроком. Средний темп вычислялся по формуле:
Ср.Т = 60 : (чистое t : количество ударов) : 2
Самый высокий средний темп- 22 удара в минуту - был зафиксирован в матче номер 3, а самый низкий – 19 ударов в минуту – в матче номер 1 и 4.. Вычислив среднее арифметическое, мы получаем, что девочки в среднем играют в темпе 20 ударов в минуту.
Среднее число ударов в розыгрыше. Этот показатель высчитывается по формуле: количество ударов в матче делится на количество розыгрышей в этом же матче. Получилось, что в среднем, в каждом розыгрыше девочки выполняли по 4 удара. При этом максимальное количество ударов в розыгрыше – 29, а минимальное 1.
Также при записи нами фиксировались чисто выигранные очки. Было подсчитано, сколько розыгрышей (в процентах от общего количества розыгрышей в матче) заканчивалось победным ударом, после которого соперник не касался мяча ракеткой. В первом матче таких розыгрышей было 27, во втором – 34, в третьем – 31, в четвертом – 18. В среднем, почти треть выигранных очков, девочки зарабатывали сами. Это говорит о том, что даже 12 летние девочки предпочитают атакующий теннис.
Было подсчитано, сколько розыгрышей (в процентном отношении от общего количества за матч) заканчивалось простой ошибкой при выполнении ударов. В первом матче девочки совершили 28 невынужденных ошибок, во втором -32 ошибки, в третьем и четвертом по 22 и 20 ошибок соответственно.
По листу стенографической записи было подсчитано количество подач, поданных в этих матчах. В матче номер 1 было выполнено 103 подачи, при этом игрок А выполнил 57, а игрок Б 46 подач. При этом игрок А совершил 8 двойных ошибок при подачи, а игрок Б – 2. В матче номер 2 игроки выполнили 144 подачи. Из низ игрок А – 78, игрок Б – 66, совершив при этом 3 и 4 двойных ошибки соответственно. В матче номер 3 игроки выполнили 131 подачи. Из них игрок А – 70, игрок Б – 61, совершив при этом 5 и 12 двойных ошибок соответственно. В матче номер 4 игроки выполнили 112 подач. Из них игрок А – 53, игрок Б – 59, совершив при этом по 3 двойных ошибки. В среднем игрок за матч подает 61 подачу, при этом совершает по 5 двойных ошибок.
С помощью записи нами подсчитано, сколько розыгрышей состояли из одного удара, двух ударов, трех ударов и т.д. В результате подсчетов были получены процентные соотношения розыгрышей с разным количеством ударов. В подсчетах учитывалась сумма розыгрышей четырех исследуемых матчей.
Если общее количество розыгрышей в матче принять за 100%, то розыгрышей, состоящих из одного удара, будет 1%, из двух ударов – 31%, из трех ударов – 17%, из четырех и пяти – по 11%, из шести ударов – 8%, из восьми-десяти – по 3%, а розыгрыши, превышающие одиннадцать ударов, составляют менее 1% от общего количества розыгрышей в матче.
На основе полученных данных можно смоделировать соревновательный матч между теннисистками 11-12 лет. Средняя продолжительность матча 70 минут. Их них мяч находится в игре (чистое время игры) около 13 минут. За это время игроки подают в среднем по 61 подаче, при этом могут допустить по 5 двойных ошибок, т.е. ? 8%.
Матч состоит в среднем из 124 розыгрышей, в которых девочки выполняют по 255 ударов за матч, включая подачу. В игре девочек 11-12 лет подача составляет 24% от общего количества ударов.
В результате исследования было установлено, что средний темп игры в этой возрастной категории 20 ударов в минуту, продолжительность розыгрыша в среднем 4 удара. При этом 35% очков девочки выигрывают чистыми ударами, 27% очков они проигрывают, совершая невынужденные ошибки.
Игру девочек 11-12 лет можно охарактеризовать следующим образом: уже к 12 годам ведущие игроки пропагандируют активный, динамичный теннис в темпе от 18 до 22 ударов в минуту. В этом возрасте подача еще не имеет ключевого значения, достаточно, если она выполняется более чем на 92%. Процент выигранных с одной подачи очков очень мал (менее 1%). Если рассматривать тот факт, что половина розыгрышей заканчивается уже на третьем ударе, то можно утверждать, что один из важнейших действий игрока в этом возрасте является прием подачи. Девочки пытаются играть достаточно активно, не дожидаясь ошибок соперницы, но это не всегда получается, об этом говорят большое количество чисто выигранных ударов и почти такое же количество невынужденных ошибок. Из технических действий они в основном используют крученые удары справа и слева с отскока и подрезку слева. В игре девочек этого возраста 85% розыгрышей заканчивается до 7 ударов, это означает, что время розыгрышей составляет менее 15 секунд, при это используются креатинфосфокиназный (алактатный анаэробный) механизм обеспечения.





Написать письмо
Hosted by uCoz