|
|
Web-design Ксения Мужецкая
|
| |
Забудьте об ударах, двигайте ноги!
(www.tennisserver.com)
Пер. с англ.: К. Мужецкая
Томск, СТЦ
Делали ли вы это за последние 12 месяцев: 1. Истратили ли вы более чем 2 батареи на вашей камере, записывая свои удары? 2. Провели ли более 20 минут за раз у зеркала, изучая свой форхенд? 3. Сделали ли тайком упражнения на замахи в уборной вашего любимого ресторана в ожидании еды? Если вы ответили «да» хотя бы на один из этих вопросов, то вас, возможно, легко отнести к тем, кто находится в зависимости от т.н. «strokeitis». Произносится stroke (удар) – eye (глаз) – tis - означает «одержимость определением, формированием и совершенствованием идеального теннисного удара». С тех пор, как изобрели спорт, теннисисты всех времен и уровней искали лучшие удары и это всегда было их бесконечным поиском. Мы читаем о форхенде Агасси или о бэкхенде Венус Уильямс, поглощая информацию, как голодный ребенок и, затем, бросаемся на корты, чтобы поработать над нашим новым ударом. Удары, удары, удары. Хватит уже!!! Надоело слушать об ударах и об их определяющем влиянии на достижение успеха теннисиста. Если вы посмотрите на удары профессионалов, то заметите, что они все разнятся. При одних ударах замах большой, в то время как другие используют более компактный, короткий замах. Некоторые пользуются восточной хваткой, некоторые – западной, некоторые бьют в открытой стойке, другие – в закрытой. Дело в том, что ударов столько, сколько и ракеток, т.е. нет универсальной схемы, нет одного единственного способа, которым можно ударить по мячу.
Момент истины
Самый важный момент в любом ударе в теннисе – это момент контакта, и мячу нужно «знать» 2 параметра в этот ключевой момент. Ему нужно знать положение плоскости ракетки и скорость головки ракетки. Мяч даже не подозревает, какого типа был ваш замах, или какой хваткой вы держите ракетку, и, честно говоря, ему все равно. Положение лицевой (ударной) плоскости ракетки и скорость головки ракетки определяют направление, скорость и вращение мяча, а никак не замах и не проводка ракетки. Теперь, пока еще профессиональные тренеры не нажимают злобно на кнопки мыши, чтобы отправить мне гневное письмо, не поймите меня неправильно. Я не говорю, что все ваши стремления улучшить удар – пустая трата времени. Это, конечно же, важно, иметь эффективные удары, которые позволят направить ракетку прямо к мячу в желаемом положении на желаемой скорости и в желательный момент времени. Но я лишь обращаю ваше внимание на то, что в поиске идеального движения удара, вы могли просмотреть то, что, на мой взгляд, является более важным аспектом – теннисная работа ног. Мне кажется, теннис правильнее назвать не игрой «ударов», а, скорее, игрой «движения». Под этим я понимаю, что теннис – это скоростной спорт, где важно быстро реагировать, чтобы быстро достичь движущегося объекта. Таким образом, главный приоритет теннисиста должен состоять в том, чтобы быстро достигать нужного положения за нужное время, что никак не относится к ударным движениям. Красивые удары совершенно бесполезны, если вы не можете оказаться в том месте, где нужно их выполнить! Джек Броуди, один из лучших профессиональных тренеров Южной Калифорнии, говорит в своей популярной книге «The Real Spin on Tennis» (Настоящее вращение в теннисе), что «все хотят работать над движением своей руки и своим стилем. Однако недостаточно внимания уделяется работе ног, и это касается примерно 75% игроков, как хороших, так и плохих». Значительно большая часть ошибок теннисистов – прямой результат не ошибочной техники, а неточной работы ног. Джек Гроппел, лидер в области спортивной науки и автор многоуважаемой книги «Высокотехничный теннис » (High Tech Tennis), говорит, что более 70 процентов ошибок теннисистов вызваны плохой работой ног. Фактически, удары во многом зависят от положения игрока относительно мяча. Теннисист может лишь двигать рукой и телом соответствующим образом, насколько правильно (или неправильно) это позволяет его положение относительно мяча. Если теннисист или теннисистка удобно располагается на корте, он или она сможет сделать ровный, контролируемый удар. Однако, неправильная работа ног приведет к неправильному положению, что спровоцирует развал удара и потерю контроля над ним, не говоря уже о вреде потери равновесия. Другими словами, удар – это функция от положения, которое, в свою очередь, есть функция от работы ног. Например: Билл пришел ко мне на прошлой неделе и сказал: «Я поворачиваю локоть во время форхенда и попадаю каждый мяч в сетку. К тому же, мои руки просто убивают меня.» Я накинул Биллу несколько мячей и убедился, что его локоть действительно поворачивается на каждом ударе, и мяч попадает в нижнюю часть сетки. «Вот видите», - сказал Билл. «Я должен исправить свой удар». Я сказал Биллу, чтобы он не двигался, и снова накинул ему несколько мячей прямо на него, понимая, что проблема в его позиции. Также я подсказал ему, когда замахиваться. Сначала Билл почувствовал, насколько мяч далеко от него, но после нескольких мячей он начал чувствовать дистанцию и, представьте себе, его рука выпрямилась, и он никогда больше не поворачивал локоть. Вскоре Билл понял, что его повернутый локоть был всего лишь симптомом его настоящей проблемы – неверной позиции! Билл почти всегда бил по мячу поздно или слишком близко к своему телу, и, в результате, поворот локтя компенсировал это. В его предударном положении на корте, разворот локтя был единственным способом, при котором могла двигаться его рука. Однажды поняв, как нужно правильно располагаться на корте и когда замахиваться, он смог выпрямить свой крючковатый локоть. Большинство игроков просто не обладают хорошей работой ног и пытаются скомпенсировать это подстраиванием удара. Также важно не путать хорошую работу ног с умением быстро бегать. Хорошая работа ног не имеет почти ничего общего с быстрым бегом. Запомните, теннис – не игра скоростей, а скорее стремительности, что не одно и то же. Теннисисту редко когда приходится делать более чем пару шагов до положения удара, так что игрокам нужно сформировать сам удар, быстрые движения, которые позволят им быстро вернуться в нужное положение. Скорость нужна в основном чтобы передвигаться на большие дистанции быстро. Несмотря на то, что в профессиональном теннисе много игроков, которые, возможно, более быстры, чем Майкл Чанг в 5-ярдовом ускорении, немногие из них более «стремительны», когда речь идет о том, чтобы быстро передвинуться на 3-6 ярдов, именно настолько, насколько чаще всего требует того теннис. Я не говорю, что неправильная работа ног – причина всех проблем теннисистов, связанных с ударами. Однако, я уверен, что теннисист, однажды почувствовавший, когда и как нужно замахиваться при различных ударах, должен в последующем фокусировать свои тренировки на умении правильно располагаться на корте. Позднее это позволит ему выполнять привычные им удары на автомате. Хороший профессионал может научить почти хоть кого выполнять отличные форхенды и бэкхенды за несколько минут, показывая основной удар и затем набрасывая теннисистам мячи в нужную позицию и демонстрируя им правильный тайминг удара. Игра становится гораздо сложнее, когда игрок вынужден выполнять удары на ходу, или даже на бегу. Если он подошел к мячу заранее и в удобное положение, то все в порядке. Но, зачастую, игроки добираются до мяча слишком поздно и слишком близко к нему. Именно поэтому они проводят остаток ударного времени, пытаясь выкарабкаться из такого положения рук, ног и тела, которое напоминает кренделек, для того, чтобы отбить мяч, надеясь перебросить его через сетку. На протяжении вот уже многих лет я видел много теннисистов, бьющих по мячу красиво, контролируя удар уже тогда, когда мяч только еще летит к ним. Но, как только начинается игра, и они должны быстро занять нужное положение, и вот тут то их красивые удары разваливаются. Затем они расстраиваются из-за своих ударов и возвращаются к чертежной доске (или к зеркалу) в поисках «новой» хватки или новой ударной техники. Позвольте мне повториться еще раз: УДАР, НЕВАЖНО НАСКОЛЬКО ОН КРАСИВ В ЗЕРКАЛЕ, БЕСПОЛЕЗЕН, ЕСЛИ ВЫ НАХОДИТЕСЬ В НЕПОДХОДЯЩЕМ ПОЛОЖЕНИИ НА КОРТЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВЫПОЛНИТЬ ЕГО! Как я сказал ранее, взгляните на профессионалов, и, вы увидите, что, несмотря на то, что все их удары кажутся разными, а также они по-разному замахиваются, все они делают одну вещь исключительно верно: ДВИГАЮТ СВОИ НОГИ. В момент удара большинство из них устойчивы и могут его контролировать. Итак, вместо того, чтобы проводить бесконечные часы у зеркала, имитируя безупречный форхенд, попрыгайте на скакалке и поработайте над своими ногами.
|