|
|
Web-design Ксения Мужецкая
|
| |
"Энтузиазм и грамотное отношение к делу - главные составляющие успеха".
А.П.Скородумова - А.Попов (Новосибирск, ДТЦ, 27.10.2001 г.)
Перечислять все звания Анны Петровны Скородумовой - одно удовольствие. Профессор, доктор педагогических наук, мастер спорта по теннису, руководитель научно-методической группы сборных СССР И России, а сегодня - юношеских сборных России, автор большого количества книг о теннисе - это далеко не полный перечень ее заслуг. Но самая главная заслуга - это жизнь, отданная теннису, а самая главная награда - признание огромного количества тренеров и теннисистов.
Мы беседуем с Анной Петровной в одной из комнат "Детского теннисного центра имени Ю.И. Тычкова".
А.П.: Анна Петровна, это ваш первый визит на региональные спортивные сборы. Каковы ваши впечатления от этой поездки?
А.С.: Самое главное, что я здесь увидела - это желание людей знать, сделать, внедрить новый метод. Таким людям хочется помогать.
А.П.: Вы знакомы со спецификой работы тренера в регионе?
А.С.: Нет.
А.П.: И все же, как вы считаете, есть ли какие-то отличия между работой тренера в центре и в регионе?
А.С.: Мне кажется, дело не зависит от того, в каком регионе работает тренер. Все зависит от наличия базы. Какая разница, где она находится - в центре или в регионе. Главное, чтобы было желание работать и необходимые для продуктивной работы знания. Основы методического обеспечения спорта были заложены еще в советское время в работах Озолина, Новикова, Матвеева, Платонова и других. Существуют общие закономерности спортивной тренировки, общие законы развития основных физических качеств, общие правила развития спортивной формы. Как их использовать - зависит от специфики вида спорта. Но метод есть метод.
А.П.: Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать современный тренер, чтобы воспитать хорошего игрока?
А.С.: Во-первых, он должен знать основные принципы спортивной тренировки. Во-вторых, должен разбираться в технике и тактике тенниса. Кроме того, тренер должен иметь представление о взаимодействии со спортсменом. Он должен уметь входить в контакт с учеником, разбираться в сложностях психологии спортсмена. Чтобы игрок мог поделиться с ним, попросить совета.
А.П.: Вы уже давно ведете научно-методическую работу в теннисе. Как изменилась игра за это время?
А.С.: Когда играли Борг и Коннорс, мы просчитали, сколько раз они выходят на пик формы. Мы получили результат - четыре раза. То есть, в течении сезона теннисист мог достигнуть пика своей формы четыре раза. А сейчас только два или один! Почему так произошло? Трудно сказать. Я думаю, что в данный момент это происходит из-за изменения самой игры - увеличился темп, вслед за ним возросли активность и интенсивность игровых действий, более острой стала разводка. Весь этот комплекс причин предъявляет определенные требования к игроку, к его физическим и психологическим качествам. Видимо, в данный момент они не могут все это скомпоновать так, чтобы выходить на пик формы хотя бы три раза.
А.П.: Возможно ли появление в мужском теннисе такого же лидера, каким был несколько лет Пит Сампрас?
А.С.: Теоретически это возможно. Все зависит от уровня подготовленности спортсмена и от того, насколько он одарен от Бога.
А.П.: Как вы считаете, почему наши ведущие игроки, в основном, работают с зарубежными тренерами?
А.С.: Очень сложно ответить на это вопрос. Я считаю, что, к сожалению, уровень подготовленности и подготовки наших тренеров в большой массе не очень хорош. Вообще, я не хочу говорить на эту тему…
А.П.: Но ведь это печальный факт. Мы все знаем, что у нас лучшая методическая база…
А.С.: Да, школа у нас хорошая. Но я уверена, что в сам процесс обучения тренеров необходимо вносить существенные изменения. Например, совершенно неверно проводить двухнедельные курсы и давать после их прохождения справку о том, что человек стал тренером. Или печальная практика семинаров USPTR. Приходит человек, который и за ракетку никогда не держался. Он накопил денег, оплачивает курсы, прослушивает их, получает сертификат и становится тренером. Отсюда и конфликты между тренерами и родителями. Родители, будучи не очень грамотными в спорте людьми, не могут разобраться, грамотен ли их тренер. Поэтому они выбирают самый простой путь - заменяют его. Это самое страшное.
На последней пресс-конференции по поводу издания книги "Школа тенниса", Ш.А. Тарпищев заметил, что готовится еще и третья книга - "Академия тенниса". По трем этим книгам - "Азбука тенниса", "Школа тенниса" и "Академия тенниса" - он проведет переаттестацию ВСЕХ тренеров и выдаст свидетельства, подтверждающие, что данный человек действительно тренер. Дай Бог, чтобы Тарпищеву удалось это сделать.
А.П.: Почему наш опыт методической работы так слабо используется именно у нас?
А.С.: Это действительно печально. Зарубежные тренеры используют наши разработки, перерабатывают их и получают результат. А наши тренеры этого делать не могут или не хотят. Или считают, что там лучше, чем здесь.
А.П.: Но согласитесь, Анна Петровна, что американскому тренеру легче следить за профессиональным теннисом, поскольку турниры АТР проходят практически в каждом городе США. У нас ведь пока не так…
А.С.: А что вам мешает? Проводите профессиональные турниры. Я считаю, что вода не течет только под лежачий камень. Самое главное - энтузиазм и грамотность. Не просто энтузиазм, как это всегда у нас было, а грамотный энтузиазм. И тогда все у нас получится.
Александр Попов.
|